Настало время для отслеживания пищевых продуктов

Уже более десяти лет пищевая промышленность работает над отслеживанием продуктов питания от их источника в полевых условиях или на море до конечной покупки. Эти усилия по отслеживанию набирают обороты. За последние шесть лет Великобритания и Франция приняли законы, согласно которым компании несут ответственность за нарушения прав человека, которые происходят в их цепочках поставок. Законодательство Франции также распространяется на нарушения, связанные с охраной окружающей среды, как и новый закон Германии, который вступит в силу в 2023 году.

Предлагаемый регламент Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) потребует от участников цепочки создания добавленной стоимости продуктов питания вести сквозные электронные записи, которые будут доступны по запросу в течение 24 часов во время расследования вспышки пищевой инфекции или отзыва продуктов питания.

Это постановление будет применяться к категориям, на долю которых, по нашим оценкам, приходится от 20% до 30% продуктов питания, потребляемых в США. По предварительным оценкам, это регулирование может затронуть более 20 000 фермерских хозяйств, более 10 000 производителей, почти 20 000 дистрибьюторов и более 350 000 предприятий розничной торговли и ресторанов. Это самое радикальное предлагаемое изменение в регулировании пищевых продуктов за последние десятилетия.

Глобальное движение за то, чтобы привлечь продовольственные компании к ответственности за происхождение товаров, которые они выращивают, распространяют и продают, создает возможность разработать в целом выгодное решение для продовольственных систем и безопасности. Предоставляя полный обзор своей цепочки поставок практически в режиме реального времени, участники отрасли могут повысить свою устойчивость, что крайне важно в свете пандемии COVID-19. Они также могут улучшить состояние общественного здравоохранения и сократить количество пищевых отходов.

Треть продуктов питания, производимых в мире ежегодно, или 1,6 миллиарда тонн, выбрасывается в отходы. В соответствии с обновленными целями в области здравоохранения и устойчивого развития компании могут повысить прибыль, репутацию и лояльность клиентов, продавая продукты питания, которым доверяют потребители.

С другой стороны, неэффективные действия могут иметь разрушительные последствия для отрасли, которая работает с низкой рентабельностью. При плохом управлении требования к отслеживаемости могут привести к глобальным издержкам в цепочках поставок продовольствия на сумму 700 миллиардов долларов. Этот риск, вероятно, в наибольшей степени ляжет на тех, кто меньше всего может себе это позволить, таких как мелкие производители, потребители с низким уровнем дохода и общество в целом.

Представители пищевой промышленности должны объединиться для реализации этих усилий. Инициатива может исходить от нескольких крупных компаний, широкой коалиции участников отрасли или даже от различных групп, при условии, что их системы взаимодействуют друг с другом. В соответствии со всеми этими подходами отрасль должна сотрудничать с регулирующими органами пищевой промышленности для разработки правил, которые снижают риски и повышают ценность для всех участников цепочки.

Положения нового регламента FDA вступят в силу через два года после того, как FDA опубликует его в окончательном виде — либо позже в этом году, либо в 2022 году, — поэтому у отрасли еще есть время сыграть конструктивную роль в США и других странах, которые, вероятно, последуют их примеру.

Что поставлено на карту с точки зрения прослеживаемости?

Участники отрасли, которые готовы трансформировать свои цепочки поставок, могут увидеть улучшение создания добавленной стоимости и социальных выгод в результате предлагаемого регулирования FDA. (Смотрите демонстрацию) Регулирование может способствовать прогрессу по нескольким направлениям:

  • Повышение прозрачности товарно-материальных запасов и планирование спроса и предложения
  • Ускорение прогресса в достижении целей в области климата и устойчивого развития, таких как снижение выбросов и пищевых отходов
  • Расширение разнообразия поставщиков и более справедливая практика труда в цепочках поставок
  • способность потребителей и рыночных сил подталкивать цепочки поставок к повышению экологической и социальной устойчивости

С другой стороны, предлагаемое регулирование может оказаться дорогостоящим, если отрасль не сможет отреагировать на него стратегически. Может возникнуть несколько потенциальных недостатков:

Быстро развивающиеся компании, занимающиеся производством потребительских товаров (FMCG), дистрибьюторы и розничные торговцы могут предлагать свои собственные разрозненные и неэффективные решения.

Более мелкие производители, которые, как правило, придерживаются более рациональной практики, могут оказаться не в состоянии эффективно внедрять изменения, что потенциально может привести к большей концентрации на базе поставщиков, меньшему ассортименту продукции и повышению цен на сырье.

С вступлением в силу постановления могут возникнуть проблемы с доступностью продукции и стабильностью цен.

Участники отрасли могут столкнуться с большими системными рисками, связанными с данными, конфиденциальностью и совместимостью различных систем отслеживания.

Обеспечение правильной прослеживаемости

Каждый год около 48 миллионов человек в США заболевают, более 100 000 попадают в больницы и около 3000 умирают от болезней пищевого происхождения. Предлагаемые правила FDA будут распространяться на широкий спектр пищевых продуктов, которые привели к вспышкам, включая фрукты, овощи, мягкие сыры, арахисовое масло и другие виды орехового масла, большую часть рыбы и морепродуктов, а также яйца, продаваемые в скорлупе.

Это постановление установит новый набор протоколов и обязанностей по ведению учета, чтобы обеспечить быструю идентификацию потенциально зараженных продуктов питания. “Первый получатель” — организация, не являющаяся фермерским хозяйством, которая первоначально приобретает продукт питания, — должна собирать и передавать важные данные об этом продукте. На другом конце цепочки поставок, например, обычный бакалейщик отвечает за информацию о происхождении каждого из тысяч различных продуктов. (Фармацевтическая промышленность работает в соответствии с аналогичными правилами отслеживания).

В настоящее время Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов требует, чтобы участники знали только о непосредственном источнике получения пищевого продукта и о том, куда они его отправили. Многие такие данные хранятся в электронных таблицах и на бумаге. Выявление полного следа вспышки болезней пищевого происхождения может занять недели.

Какая система сквозного отслеживания позволила бы FDA действовать более оперативно для выявления источников вспышек и предотвращения сбоев в продажах безопасного шпината или салата ромэн? Один из подходов заключается в том, чтобы крупная розничная сеть, дистрибьютор и компания FMCG или их небольшая группа предложили решение для других участников отрасли.

Положительным моментом является то, что эти транснациональные компании обладают капиталом и опытом для создания работоспособной системы. Но, с другой стороны, результирующий подход, скорее всего, будет предвзятым в пользу собственных бизнес-моделей компаний, будет иметь недостатки, характерные для универсальных решений, и может исключить мелких производителей.

В качестве альтернативы широкая коалиция участников отрасли могла бы сотрудничать с организацией, устанавливающей стандарты, такой как GS1 (распространитель стандартов штрих-кодов), FMI (торговая ассоциация пищевой промышленности) или другой нейтральной стороной для выработки более справедливого и всеобъемлющего решения. Создание устойчивой цепочки поставок должно стать бизнес-целью любой комплексной инициативы.

Технологии могут помочь

Любой из этих подходов может основываться на распределенной бухгалтерской книге или технологии блокчейн. Например, Walmart и IBM сотрудничают в создании распределенной бухгалтерской книги, которая позволяет отслеживать перемещение продуктов питания по цепочке поставок. Платформа может сократить время отслеживания с нескольких дней до нескольких секунд.

Всемирный фонд дикой природы в партнерстве с BCG Digital Ventures и инвесторами в социальный капитал создал OpenSC — компанию, которая позволяет предприятиям и потребителям проверять конкретные утверждения об экологичности и этичности производства продукта. Платформа OpenSC использует множество различных технологий, включая датчики Интернета вещей, машинное обучение и блокчейн, для проверки этих утверждений. Затем она отслеживает перемещение продуктов питания по цепочке поставок и делится этой историей с предприятиями и потребителями.

Austral Fisheries, входящая в состав Maruha Nichiro, одного из крупнейших в мире рыболовецких конгломератов, была одной из первых компаний, присоединившихся к платформе OpenSC. Рыболовецкие команды, плавающие в субантарктических водах, помечают каждого пойманного патагонского клыкача, известного в США как чилийский морской окунь.

Алгоритмы машинного обучения OpenSC затем автоматически анализируют информацию о маркировке, данные о геолокации с судна и другие соответствующие источники данных, чтобы убедиться, что промысел велся только в тех местах, где он является устойчивым. После того, как судно возвращается на берег, бирку на упаковке обработанной рыбы заменяет QR-код. Такая схема позволяет дистрибьюторам и даже посетителям ресторанов или покупателям в магазинах отслеживать весь путь рыбы от вылова до покупки. С помощью платформы OpenSC проверяется и отслеживается до 15% мирового вылова клыкача в Патагонии.

Коалиция желающих

Технологии обмена данными, такие как блокчейн, являются полезным инструментом, но не окончательным решением проблемы прослеживаемости. Эффективность любого решения зависит от желания игроков отрасли участвовать в нем. Несмотря на существование крупных фермерских хозяйств, крупных дистрибьюторов и крупных розничных сетей, пищевая промышленность остается фрагментированной. Многие продукты проходят через нескольких посредников, прежде чем попасть в конечный пункт назначения. Даже если один или несколько крупнейших производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов возьмут на себя инициативу, они все равно должны учитывать интересы более мелких игроков, если хотят создать разнообразную цепочку поставок.

Поскольку предлагаемые правила FDA становятся все ближе к реальности, участники пищевой промышленности должны учитывать несколько принципов в своих ответах на них:

  • Сотрудничество. Участники отрасли должны стремиться поощрять широкий круг участников отрасли к совместной работе.
  • Внедрение цифровых технологий. Отслеживаемость пищевых и сельскохозяйственных продуктов представляет собой важнейшую возможность отказаться от неэффективных устаревших систем, основанных на использовании бумажных носителей.
  • Гибкость и интероперабельность. Универсальное решение, скорее всего, будет слишком жестким, чтобы соответствовать разнообразию участников отрасли и сложности цепочек поставок.
  • С учетом перспектив. Предлагаемый регламент, несомненно, продолжит совершенствоваться в ближайшие месяцы; и если он в конечном итоге будет принят, окончательное правило, вероятно, потребует дальнейших изменений в соответствии с опытом реального мира. Кроме того, другие страны, вероятно, примут свои собственные версии. Любое отраслевое решение должно учитывать вероятные сценарии, которые могут возникнуть.
  • Разнообразие поставщиков и справедливость. Мелкие производители, скорее всего, будут наименее подготовлены к соблюдению новых правил. Новый процесс отслеживания продуктов питания может обеспечить возможность поддержки стратегических поставщиков в обмен на гарантии доступа или другие преимущества.

Прослеживаемость пищевых продуктов никуда не денется. Вопрос в том, рассматривают ли пищевые компании, дистрибьюторы и розничные торговцы это как нормативное бремя или как стратегическую возможность. У отрасли есть возможность создать справедливую платформу, которая генерирует ценность и защищает здоровье населения, независимо от того, ориентировано ли это решение сверху вниз или с нуля.