Недостаточная осведомленность потребителей продуктов питания, производителей, операторов холодильных цепей и поставщиков услуг

Потребители часто не знают о влиянии системы, которая доставляет им продукты питания, на выбросы вредных веществ. Аналогичным образом, хотя операторы холодильных цепей, как правило, осведомлены о потреблении энергии, расходах на техническое обслуживание и эксплуатацию принадлежащего им холодильного оборудования, они не в полной мере осведомлены о более значительном воздействии выбросов. Иногда не хватает точной информации о доступности и преимуществах более эффективного оборудования в течение всего срока его службы.

Для повышения осведомленности о преимуществах более экологичных технологий охлаждения решающее значение имеют этикетки и сертификаты соответствия, а также демонстрационные проекты, демонстрирующие эффективность. Аналогичным образом, операторам холодильных цепей часто не хватает навыков, необходимых для управления сложным оборудованием для холодильных цепей и его использования. Учитывая относительно низкий уровень грамотности среди женщин во всем мире и высокую долю женщин в рабочей силе сельскохозяйственного сектора в развивающихся странах (до конца 2021 года), положение женщин-фермеров становится еще более сложным с точки зрения их осведомленности о решениях в области холодильных цепей после сбора урожая и их эффективной эксплуатации.

Это дополняет проблемы, связанные с доступом к профессиональной подготовке и образованию, которые могут быть более сложными для женщин. Фермеры, как правило, сосредоточены на производственных аспектах и не осведомлены о различных функциях и потенциальных преимуществах различных элементов пищевой холодильной цепочки. Это приводит к недостаточной подготовке урожая перед его поступлением в холодильную цепочку в качестве продукта для продажи. Например, орошение перед сбором урожая может повлиять на срок годности собранной продукции, а первоначальное неправильное обращение с продуктом может привести к его помятости, которая проявится после предварительного охлаждения.

Хотя предварительное охлаждение является важным этапом для поддержания оптимального срока хранения после сбора урожая (вставка 2), во многих развивающихся странах такие установки отсутствуют. Следует сместить акцент со строительства крупных холодильных установок на комплексное рассмотрение множества элементов с различными функциями и требованиями (например, оборудования для предварительного охлаждения), составляющих холодильную цепочку.

Отсутствие ясности в отношении того, во что инвестировать

Многие инвесторы и доноры все еще не в полной мере осознают влияние мер, принимаемых в рамках холодовой цепочки, которые они поддерживают. Это может привести к тому, что финансовая поддержка будет направлена на нестандартные мероприятия, что приведет к неэффективному распределению ресурсов, потере возможностей по снижению выбросов парниковых газов и потенциально более высоким финансовым затратам в долгосрочной перспективе, а оборудование потребуется заменить на ранней стадии или дооснастить в соответствии с новыми правилами и стандартами.

Аналогичным образом, сектор холодильных цепей нуждается в большей ясности в отношении правительственных стратегий обезуглероживания, чтобы опробовать и внедрить новые технологии. Например, стратегия Соединенного Королевства в отношении топлива с низким уровнем выбросов (такого как водород и азот) для транспортных холодильных установок малоизвестна (Федерация холодильных цепей 2021b). Согласно опросу, проведенному Федерацией холодильных цепей, “отсутствие ясности в отношении того, во что инвестировать” было определено в качестве главного фактора, препятствующего достижению нулевого уровня выбросов в холодильных цепях, и получило 53% ответов, за которыми следует “отсутствие технологий” (24%) (рис. 8). (Саутхолл, 2021).

Нехватка квалифицированных технических специалистов для внедрения, эксплуатации и технического обслуживания новых технологий и вывода из эксплуатации существующих систем и технологий с истекшим сроком эксплуатации

Развивающимся странам часто не хватает необходимых ресурсов, инструментов и навыков для внедрения, эксплуатации и технического обслуживания новых технологий, а также безопасного вывода из эксплуатации старых систем, содержащих вредные хладагенты и материалы. Потребность в этих процессах возрастает и предъявляет серьезные требования к навыкам безопасного обращения с хладагентами и безопасной утилизации. Потребность в динамичном и непрерывном обучении также приобрела решающее значение в развитых странах, поскольку они переходят на альтернативные хладагенты и новые технологии, учитывая быстрые темпы прогресса и цифровизацию сектора охлаждения.

Например, еще в 2012 году, когда Европейская комиссия работала над поэтапным отказом от ГФУ в контексте пересмотра Регламента Европейского союза по газообразному топливу от 2006 года, Европейская ассоциация по кондиционированию и охлаждению воздуха (AREA) предупреждала о риске нехватки подрядчиков, прошедших подготовку по использованию ГФУ с низким ПГП хладагенты в соответствии с предполагаемой потребностью. Десять лет спустя ситуация фактически ухудшилась: уровень профессиональной подготовки остался в основном стабильным, в то время как спрос на альтернативные хладагенты с низким ПГП существенно возрос. Эта проблема широко признана и считается основным препятствием для более активного внедрения на рынке альтернативных решений в области хладагентов.

Поскольку эти альтернативные решения становятся доступными для все большего числа приложений, требуются дополнительные сертифицированные подрядчики для безопасной работы с ними (вставка 28). Несмотря на то, что большинство известных поставщиков оборудования создают сервисные центры, гарантирующие техническое обслуживание оборудования в течение первого года эксплуатации, и проводят обучение своих клиентов, этого не всегда достаточно. С этой целью необходимо быстро оценить и укрепить навыки и подготовку кадров, необходимые для внедрения современных устойчивых технологий на рынок, а также заглянуть в будущее, взаимодействуя с промышленностью и разработчиками технологий, чтобы понять потенциальные будущие требования к навыкам.

Во время технического обслуживания необходимо надлежащим образом утилизировать газообразный хладагент, и существует возможность его дальнейшей переработки и утилизации во избежание образования новых первичных газов. Однако это имеет ограниченное применение, особенно в развивающихся странах, из-за отсутствия стимулов и необходимых масштабов для запуска самодостаточных бизнес-моделей. Это может быть важным элементом, который следует учитывать при разработке комплексных политических подходов к созданию холодильных цепей.

Продажа некачественного оборудования развивающимся странам

По мере того как развитые страны вводят все более строгие стандарты на оборудование, страны развивающегося мира сталкиваются с риском стать свалками для неработоспособного оборудования с низкой энергоэффективностью и содержащего хладагенты, обладающие высокой озоноразрушающей способностью и/или способностью к глобальному потеплению. Это могут быть как подержанные, так и новые товары, которые не могут быть проданы в стране-производителе из-за несоблюдения минимальных правил и стандартов.

Развивающиеся страны в отсутствие надлежащих правил и стандартов в отношении оборудования, а также надежного мониторинга и правоприменительной практики для предотвращения незаконного импорта могут быть вынуждены использовать устаревшие и некондиционные технологии в течение следующих 15-20 лет. Например, 75% холодильников, импортированных в Гану с 2004 по 2014 год, были подержанными (инициатива «Экологичное охлаждение — 2020»).

Незаконная торговля контрафактными хладагентами

Контрафактные хладагенты — это давняя проблема, возникшая в связи с поэтапным отказом от озоноразрушающих веществ под руководством Монреальского протокола в 1987 году. С тех пор он вырос из-за ограничений, введенных такими мерами, как Кигалийская поправка и Регламент Европейского союза по выбросам парниковых газов.

Поскольку поставки сокращаются, а цены растут в соответствии с европейскими квотами на ГФУ, незаконная торговля неквотируемыми ГФУ стала проблемой, требующей решения. В 2020 году Агентство экологических расследований провело секретную операцию по выявлению методов незаконной торговли, а также компаний и частных лиц, вовлеченных в такую деятельность. Исследователям было предложено в общей сложности 17,5 тонн предполагаемых неквотируемых ГФУ, что привело к глобальному потеплению в 31 255 тонн CO2-эквивалента (ОВОС 2021b).

Поскольку в мире продолжается поэтапный отказ от ГФУ в соответствии с Кигалийской поправкой, существует настоятельная необходимость в укреплении существующей системы мониторинга и правоприменения, а также в повышении потенциала правоприменения во всем мире. Эти усилия могут быть подкреплены более строгими правилами в отношении холодильного оборудования, касающимися хладагентов, для снижения спроса на ГФУ (EIA 2021b).

Отсутствие или ненадежность доступа к энергии в развивающихся странах

В 2020 году 789 миллионов человек не имели доступа к электричеству в своих домах или общинах, и на сельское население приходится около 85% этого дефицита (Международное энергетическое агентство и др., 2020). Это ограничивает использование технологий охлаждения. Из-за отсутствия доступа к электроэнергии в сочетании с высокими тарифами на электроэнергию многие службы охлаждения в сельской местности, как правило, работают на дорогостоящем ископаемом топливе, которое оказывает значительное воздействие на климат и окружающую среду.

Ненадежное энергоснабжение также ограничивает жизнеспособность некоторых устойчивых технологий охлаждения в развивающихся странах: например, системы охлаждения CO2-хладагентами гораздо более подвержены потере полной зарядки во время перебоев в подаче электроэнергии (Merrett 2020). Для решения этих проблем некоторые компании разрабатывают альтернативы, использующие технологии холодильной цепи, работающие на возобновляемых источниках энергии, такие как холодильные камеры ColdHubs на солнечных батареях в Нигерии (вставка 29), солнечные станции Adili в Кении (вставка 30) и испарительное охлаждение без использования электричества.

Слаборазвитая дорожная инфраструктура, которая ограничивает возможности подключения к холодильной цепочке

Во многих развивающихся странах плохие дороги препятствуют связям между районами сельскохозяйственного производства и рынком сбыта. Неадекватная транспортная инфраструктура приводит к увеличению времени транспортировки, повышенному риску физического повреждения продукции, перемещению грузов и повышенному риску повреждения холодильного оборудования (GIZ, 2016). В рамках развития своей инфраструктуры развивающимся странам следует также планировать создание зарядной инфраструктуры для поддержки электрифицированного транспорта. Даже в развитых странах недостаточно развита инфраструктура для поддержки электромобильности и проводятся лишь ограниченные испытания ключевых инноваций в области логистики, таких как беспроводная зарядка.

Отсутствие демонстрационных проектов как в развитых, так и в развивающихся странах

Демонстрационные проекты могут продемонстрировать осуществимость, финансовую жизнеспособность и надежность. Они могут продемонстрировать влияние новых и перспективных технологий, а также финансовых и бизнес-моделей посредством тестирования и валидации на реальном рынке. Однако во многих странах таких проектов практически нет.