По оценкам, из общего объема продовольствия, производимого для потребления человеком, 14% теряется (FAO, 2019), а 17% выбрасывается впустую (UNEP, 2021), что обходится мировой экономике примерно в 936 миллиардов долларов в год2 (FAO, 2014a). Отсутствие холодильных цепей при переработке, упаковке, распределении и потреблении пищевых продуктов является основной причиной потерь пищевых продуктов. В 2017 году менее половины (45%) продуктов питания, которые требовали охлаждения во всем мире, хранились в холодильнике (IIF/IIR 2021).
Отсутствие эффективного холодильного оборудования непосредственно привело к потере 526 миллионов тонн продуктов питания, или 12 процентов от общемирового объема (к 2021 году). Этого достаточно, чтобы прокормить примерно 1 миллиард человек в мире, где 811 миллионов человек голодают, а 3 миллиарда не могут позволить себе здоровое питание (FAO 2022). Даже в Северной Америке и Европе 8% населения не имеют постоянного доступа к безопасному, питательному и достаточному количеству продовольствия (FAO, 2020).
Потери продовольствия особенно велики в развивающихся странах. Хотя на развивающиеся страны приходится почти 80% мировых площадей, на которых собирается урожай, они хранят в холодильнике лишь около 20% производимых ими скоропортящихся продуктов (по сравнению с 60% в развитых странах) (IIF/IIR 2020a). В Индии послеуборочные потери некоторых культур превышают 40%, и только около 4% продуктов питания в стране проходит через холодильную цепочку, по сравнению с 70% в Соединенном Королевстве (Бирмингемский университет, 2017). В Руанде только 5% предприятий продовольственного и сельскохозяйственного сектора располагают грузовиками-рефрижераторами, и только 9% имеют холодильные камеры для хранения свежих продуктов (Национальное агентство промышленных исследований и разработок, 2019 год; Всемирный банк, 2020 год).
В случае мелких и маргинальных фермеров, на которых приходится большая часть потерь продовольствия после сбора урожая, функционирующие холодильные цепи практически полностью отсутствуют (менее 1% мощностей холодильных цепей в стране) (Национальный совет по развитию сельскохозяйственного экспорта, 2019; Всемирный банк, 2020b). Отсутствие надежных холодильных цепей для поддержания стабильности пищевых продуктов негативно сказывается на уровне жизни и здоровье людей, усугубляя проблемы с безопасностью пищевых продуктов и питанием. Потеря продовольствия в послеуборочный период снижает доходы 470 миллионов мелких фермеров на целых 15 процентов (Фонд Рокфеллера, 2013).
Между тем, неправильное питание является причиной каждой пятой смерти во всем мире, и около 600 миллионов человек (почти 1 из 10) заболевают болезнями пищевого происхождения, причем около 420 000 из них ежегодно умирают, отчасти из-за отсутствия функциональной холодильной цепи (Afshin et al., 2019; Всемирная организация здравоохранения, 2021). Потеря продовольствия также влечет за собой более серьезные последствия для климата и окружающей среды. Глобальные потери продовольствия и отходы привели к выбросам парниковых газов, общий объем которых составил, по оценкам, 4,4 гигатонны в эквиваленте CO2 (на основе оценки объемов потерь продовольствия и отходов, проведенной ФАО в 2011 году), или около 8 процентов от общемирового объема (FAO, 2014). Если бы потери продовольствия и отходы производились в одной стране, она была бы третьим по величине источником выбросов парниковых газов после Китая и Соединенных Штатов (FAO, 2014).
Эти выбросы происходят из различных источников, таких как производство продуктов питания, потери электроэнергии и тепла при переработке и производстве, энергия, используемая для хранения и транспортировки продуктов питания, изменения в землепользовании и обезлесение, а также выбросы со свалок. Выбросы в результате потери пищевых продуктов и отходов из-за отсутствия холодильной техники, в частности, составили, по оценкам, 1 гигатонну эквивалента CO2 в 2017 году3 (к 2021 году). Поскольку экстремальные погодные явления, связанные с изменением климата, такие как засухи и наводнения, потенциально приводят к сокращению возможностей производства продовольствия, потери продовольствия могут стать еще менее приемлемыми.
Создание надежных холодильных цепей для пищевых продуктов могло бы помочь решить многие проблемы, связанные с потерей продовольствия. По одной из оценок, развивающиеся страны могли бы ежегодно экономить 144 миллиона тонн продовольствия, если бы они достигли того же уровня развития пищевой холодильной цепочки (с точки зрения холодильного оборудования), что и развитые страны (IIF/IIR 2020a). Однако одного лишь повышения уровня оснащения холодильного оборудования недостаточно для решения проблемы продовольственных потерь: подключение к рынку также имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы производимые продукты питания доходили до потребителей. Например, в Индии пилотный проект холодовой цепи по поставке фруктов kinnow fruit с использованием предварительного охлаждения и агрегации помог сократить потери kinnow на 76%, а также снизить выбросы вредных веществ.
Преимущества холодильной цепи: пилотное исследование Kinnow в Индии
Кинноу — это сезонный, высокоурожайный и недорогой сорт мандаринов, выращиваемый в западном Пенджабе Индии. Однако из-за отсутствия подходящих холодильных установок в регионе фрукты продавались только на месте или в близлежащих штатах, как правило, с января по середину марта. После удовлетворения этого ограниченного спроса большие партии каждый сезон оставались неубранными или выбрасывались. Существующая холодильная камера использовалась в качестве временного хранилища без предварительного охлаждения или транспортировки в рефрижераторах, что принесло меньшие выгоды, чем ожидалось, и не повлияло на сбыт продукции.
Спрос на kinnow в южных и восточных штатах Индии был непроверенным, что ограничивало рост рынка. В 2016-2017 годах Национальным центром развития холодильных цепей Индии (NCCD) был разработан пилотный проект по организации холодильной цепи для поставок фруктов, который был реализован при поддержке Carrier Transicold, глобальной компании, предоставляющей услуги рефрижераторных перевозок. Проект был реализован через компанию Balaji Cold Stores – фермера из Кинноу, который традиционно продавал фрукты на севере Индии, а теперь выступает в качестве агрегатора, а также через местных поставщиков услуг. Участвующие в проекте фермеры и агрегаторы профинансировали все операции в рамках проекта без государственных субсидий. Индийская школа бизнеса Мохали была задействована для мониторинга и сбора данных исследования.
В ходе пилотного исследования местного фермера-агрегатора убедили инвестировать в упаковочный цех предварительного охлаждения, а также ознакомили с его деятельностью и передовым опытом. Четырехмесячный проект по поставкам был начат в феврале 2016 года. Предварительно охлажденные и упакованные фрукты хранились в имеющихся холодильных камерах, а местная компания по транспортировке рефрижераторов была нанята для перевозки продукции за 2500 километров на отдаленный и неизведанный рынок в Бангалоре, на юге Индии. NCCD также подключил к проекту оптовых торговцев, работающих на терминальном рынке. Для проведения сравнительного исследования была продолжена существующая система распределения фруктов. Были осуществлены и изучены многочисленные поставки в Бангалор, поскольку добавление системы предварительного охлаждения продлило срок продажи на несколько месяцев, до мая 2016 года.
Результаты проекта показали, что правильное использование холодильной цепи не только продлевает срок годности продукта, но и помогает расширить географию его сбыта. Фрукты были с готовностью приняты потребителями на новом рынке, которые оценили их по более высокой цене, чем на традиционных рынках Северной Индии. Подключение к интернету привело к ускорению денежных потоков для фермеров, вместо того чтобы хранить запасы в ожидании продаж на местном рынке. Благодаря проекту потери продовольствия сократились на 76%, что привело к увеличению прибыли фермеров, а выбросы парниковых газов в масштабах всей системы сократились на 16% даже при использовании транспортных холодильных установок на дизельном топливе и электросетевого оборудования.
В следующем сезоне (2017) в производственной зоне появилось 9 новых фасовочных цехов с установками предварительного охлаждения, которых раньше не было, и было отправлено более 350 грузовиков с рефрижераторами по всей Индии, а также налажена связь с экспортными рынками. Кроме того, повысилась производительность фермерских хозяйств, и в среднем фермеры сообщили о четырехкратном увеличении объемов продаж с мультипликативным эффектом увеличения прибыли благодаря холодильной цепочке.
Текущее состояние и будущий спрос на пищевые холодильные цепи
В последние десятилетия потенциал глобальной пищевой холодильной цепочки постоянно растет. По оценкам Глобального альянса холодильных цепей (GCCA), в период с 2018 по 2020 год объем холодильных складов в мире вырос на 16,7% и составил 719 миллионов кубических метров, причем основной прирост пришелся на Северную Америку и Китай (GCCA 2020). Этот рост распределяется неравномерно, и многие развивающиеся страны нуждаются в значительных дополнительных мощностях для удовлетворения своих потребностей в холодильной цепочке. В то время как средняя емкость холодильных камер в Северной Америке, Западной Европе и Океании составляет около 200 кубических метров на 1000 жителей, в наименее развитых странах она составляет в среднем лишь около 20 кубических метров на 1000 жителей или даже меньше (до 2021 года).
Помимо холодильного хранения, холодильные цепи для пищевых продуктов также требуют другой инфраструктуры, такой как транспортировка рефрижераторами. Например, GCCA сообщает, что, хотя Индия располагает крупнейшими в мире холодильными складами4 (Salin, 2018), ей серьезно не хватает средств для транспортировки охлажденных продуктов. По оценкам Национального центра развития холодильных цепей Индии (NCCD), в 2015 году Индия располагала менее чем 15 процентами необходимых ей грузовых автомобилей-рефрижераторов, что затрудняло взаимодействие между производителями и рынками.
Несмотря на то, что с тех пор автопарк страны увеличился примерно до 19 000 единиц 5, это все еще составляет менее трети от того, что, по предложению NCCD, требуется для удовлетворения потребностей Индии в охлаждении пищевых продуктов6 (NCCD, 2015; Университет Бирмингема, 2017). Исследование NCCD также показало, что центры сбора продуктов питания, расположенные на фермах или вблизи них и служащие в качестве распределительных логистических платформ, также ограничены в Индии.7 Чтобы устойчиво обеспечивать существующее внутреннее потребление через холодильную цепочку, стране потребуется построить около 69 000 упаковочных центров с оборудованием для предварительного охлаждения.
Без этих объектов “первой мили”, расположенных рядом с воротами фермы, инвестиции в другие компоненты пищевой холодильной цепочки, такие как грузовики-рефрижераторы и холодильные камеры, становятся неэффективными. Агрегатные и транспортные средства у ворот фермы являются ключом к расширению рыночного охвата фермеров, способствуя как повышению доходов, так и производительности фермерских хозяйств. В Индии традиционно основное внимание уделяется созданию местных рынков у ворот ферм, и доходы фермеров в основном зависят от возможностей местных покупателей, большинство из которых приезжие. Напротив, создание агрегатных центров вблизи ферм с транспортными услугами для расширения доступа фермеров к более широкому национальному рынку и к экспорту позволило бы фермерам напрямую получать доступ к большей доле потребления и получать ее в свою пользу (вставка 3).
Расширение доступа к рынкам позволит фермерам повысить продуктивность своих полей. Исходя из этих соображений, межведомственный комитет по удвоению доходов фермеров рекомендовал этот подход к развитию холодильной цепочки в Индии (Министерство сельского хозяйства и благосостояния фермеров, 2017). В целом, ожидается, что в ближайшие десятилетия холодильные цепочки пищевых продуктов значительно расширятся, чтобы удовлетворить растущий спрос на скоропортящиеся пищевые продукты, а также удовлетворить текущие неудовлетворенные потребности в холодильных цепочках.
Например, исходя из объема продаж холодильной техники, промышленные холодильные установки и транспортные холодильные установки, по прогнозам, станут самыми быстрорастущими подотраслями в секторе охлаждения во всем мире со среднегодовыми темпами роста 5,1% и 4,8% соответственно в период с 2018 по 2030 год (рис. 4) (Economist Intelligence Unit, 2019).. Это связано главным образом с ожидаемым ростом промышленного производства и мощностей холодильной цепи для удовлетворения потребностей в охлаждении как пищевых продуктов, так и чувствительных к температуре фармацевтических продуктов, таких как вакцины.
Однако анализ, проведенный Бирмингемским университетом, показывает, что рост глобальной пищевой холодильной цепочки должен быть значительно выше текущих оценок, чтобы обеспечить охлаждением всех, кто в нем нуждается, и, следовательно, достичь целей ООН в области устойчивого развития. Многим развивающимся странам требуются значительные дополнительные мощности на всех этапах, включая системы и процессы, необходимые для обеспечения бесперебойного подключения от фермы к вилке, а также навыки, необходимые для установки и обслуживания холодильного оборудования.
Обеспечение “охлаждения для всех”
Несмотря на то, что в ближайшие два десятилетия, по прогнозам, произойдет крупномасштабное увеличение поставок охлаждающей жидкости, всеобщий доступ к охлаждению вряд ли станет реальностью в то время. Это имеет важные последствия во всем мире, поскольку охлаждение имеет решающее значение для обеспечения доступа к питательным продуктам питания, безопасным лекарствам и вакцинам, одновременно повышая производительность и комфорт дома, в школе и на работе – все это имеет основополагающее значение для достижения многих ЦУР. В докладе Бирмингемского университета “Прохладный мир: решение энергетической проблемы охлаждения для всех” (Peters, 2018a) говорится, что для обеспечения «охлаждения для всех», кто в нем нуждается, к 2050 году потребуется 14 миллиардов* активных охлаждающих устройств по всему миру, что в 3,8 раза больше, чем используется сегодня. В частности, для холодильной цепи это означает почти 4,5 миллиарда новых единиц холодильного оборудования, включая бытовые, коммерческие и промышленные холодильники**, а также транспортные холодильные установки (для грузовых автомобилей, контейнеров и т.д.). Это значительно больше, чем 1,7 миллиарда единиц, которые были установлены в 2018 году.